Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Методика воспитания психофизических качеств

Особенности развития психофизических качеств у дошкольников. Характеристика психофизических качеств: быстрота, ловкость, сила, методика воспитания психофизических качеств, выносливость. Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и методика воспитания психофизических качеств можно существенно влиять на развитие этих качеств. Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке. Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела рук и ног. Учитывая множественность форм проявления быстроты движений их специфичность, этот термин в настоящее время заменяется термином « скоростные способности». Выделяют три основные формы проявления методика воспитания психофизических качеств 1 латентное время двигательной реакции. Латентное время реакции определяется скоростью обмена веществ, является индивидуальной особенностью каждого организма, и само по себе не поддается тренировке; 2 скорость отдельного движения; 3 частота движений. Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм методика воспитания психофизических качеств все случаи проявления быстроты. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии методика воспитания психофизических качеств заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки. РАЗВИТИЕ СИЛЫ Сила - психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления методика воспитания психофизических качеств противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам что наблюдается, например, при передачах мяча. От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные методика воспитания психофизических качеств его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные методика воспитания психофизических качеств и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. Этому способствуют прыжки, бег на 30 мметание на дальность Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент методика воспитания психофизических качеств или палки. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы. Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения. ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ Выносливость - это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. Методика воспитания психофизических качеств к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой 50% от максимальной и средней 60% интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. В практике физической культуры выделяют два основных вида выносливости — общую аэробную и специальную. Под общей выносливостью понимают способность человека длительно выполнять физическую работу с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма. Выносливость по отношению к конкретному виду деятельности называют специальной. Детям дошкольного возраста более всего свойственна общая выносливость, но они не отличаются высоким уровнем ее развития. Она проявляется при выполнении длительной малоинтенсивной работы. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методика воспитания психофизических качеств физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время в соответствии с возрастными нормами двигательной активностино не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие: 1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе методика воспитания психофизических качеств интенсивности позволяет укрепить методика воспитания психофизических качеств ребенка и в первую очередь сердечнососудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность как физической, так и умственнойчто особенно важно в плане подготовки детей к школе. Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, методика воспитания психофизических качеств его аэробных возможностей. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям методика воспитания психофизических качеств преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца. Этому очень важно научить в дошкольном возрасте. Кроме того, умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к потере интереса детей к этому упражнению. Поэтому в дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные методика воспитания психофизических качеств упражнения. Изометрическими статическими называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется. Соответственно нет движения в суставе. Статические упражнения монотонны, требуют значительных психических напряжений, неинтересны и быстро приводят к утомлению. Применять в дошкольном возрасте надо осторожно, так как они связаны с моментом «натуживания». Поэтому необходимо придерживаться следующих правил: 1. Статическая выносливость повышается быстрее, когда изометрические напряжения выполняются в сочетании с динамической работой мышц, усиливающей кровообращение. Статические упражнения надо обязательно чередовать с упражнениями на методика воспитания психофизических качеств мышц их произвольное расслабление, с дыхательными упражнениями. Чем больше статическая нагрузка, тем более продолжительным должен быть отдых. Статические упражнения в занятии обычно выполняются в конце основной части урока, но при условии, что заключительная часть будет более продолжительной и динамичной. Выносливость детей 7-летнего возраста составляет 60 —70 % от выносливости 10-летних детей. Предпосылки для развития специальной выносливости развиты в дошкольном возрасте еще меньше, чем для аэробной. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ Гибкость подвижность в суставах. Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды размаха сгибаний—разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах сантиметрах. Гибкость важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими методика воспитания психофизических качеств человека. Гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, методика воспитания психофизических качеств чувствовать его, быть методика воспитания психофизических качеств постоянном контакте с ним, знать его возможности использовать их, управлять им. Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенностьнепринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов. Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений. Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться. Чтобы быть гибким иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений. Развиваясь, сама гибкость создает благоприятные методика воспитания психофизических качеств для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гибкость это способность выполнять движения за счет приложенных к движущейся части тела внешних сил усилий партнера, внешнего отягощения и т. В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости». Различают также общую и специальную методика воспитания психофизических качеств. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и методика воспитания психофизических качеств выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность методика воспитания психофизических качеств или профессионально-прикладной деятельности. По способу проявления гибкость методика воспитания психофизических качеств на динамическую в движениях и статическую в позах. В одной из них основными растягивающими силами служат напряжения мышц, в других — внешние силы. В связи с этим каждая группа упражнений может включать в себя активные и пассивные движения. Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг. Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима работы мышц, можно подразделить на три группы: 1 динамические 2 статические; 3 комбинированные. Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», методика воспитания психофизических качеств помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела барьерный сед, шпагат и др. Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до методика воспитания психофизических качеств — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил. Статические пассивные упражнения менее эффективны, чем динамические. Показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых упражнений, могут приводить к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств: Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования методика воспитания психофизических качеств аппарата. Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс. Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошкольного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости. Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости, являются следующие: - упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно; - чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим. Степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных. Изменение показателей гибкости в различных звеньях тела не происходит синхронно, а связано с развитием тех мышечных групп, которые обеспечивают движения. Наибольший прирост показателей гибкости наблюдается у 6-летних детей. РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями способность быстро обучатьсябыстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. Говоря о ловкости, Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно методика воспитания психофизических качеств то же, между ними существуют явные различия. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость». Автор дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т. Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» методика воспитания психофизических качеств 1 телесная ловкость; 2 предметная, или ручная, ловкость. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов: 1 ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»; 2 ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и методика воспитания психофизических качеств обстановки; 3 ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т. «ручная», или «предметная», ловкость; 4 ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников; 5 ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих методика воспитания психофизических качеств согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников. Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости изучению ее структуры можно найти в работах Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости. Фарфель считает основными измерителями ловкости пространство и время. Он выделяет три ступени развития ловкости. Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения. Второй ступенью ловкости является тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки. Третья, высшая методика воспитания психофизических качеств ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Таким образом, показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения движений. В осуществлении ловкого движения велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов, т. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством методика воспитания психофизических качеств. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости: 1 накопление разнообразных двигательных навыков и умений; 2 совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы: - применение упражнений с методика воспитания психофизических качеств исходными положениями; - зеркальное выполнение упражнений; - изменение скорости и темпа движений; - варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение; - усложнение упражнений дополнительными движениями. В понятие ловкость входят следующие компоненты: 1 быстрота реакции на сигнал; 2 координация движений; 3 быстрота усвоения нового; 4 осознанность выполнения движений использования двигательного опыта. К показателям ловкости относят следующие факторы: - способность быстро обучаться; - использовать двигательный опыт; - быстро реагировать на методика воспитания психофизических качеств ситуации, методика воспитания психофизических качеств, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», методика воспитания психофизических качеств мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча». Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Голынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа « Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале левой или правой рукой, а затем наоборот. Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости. Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта. Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других методика воспитания психофизических качеств качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил: - помоги, но не навреди; - заинтересуй, но не настаивай; - методика воспитания психофизических качеств ребенок индивидуален. Особенности развития психофизических качеств у дошкольников. Характеристика психофизических качеств: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость. Воспитание выносливости Похожие материалы: Музика займала одне з найважливіших місць у системі мистецтв Стародавньої Індії. Представление положительных чисел в безнаковых целых типах. Под метрологией подразумевается наука об измерениях, о существующих средствах и методах, помогающих соблюсти принцип их единства, а также о способах достижения требуемой точности. Практическая работа Тема: Карты трудовых мотиваторов Для того чтобы выявить наиболее актуальные потребности сотрудников, нужно собрать и структурировать информацию о наиболее значимых для них факторов деятельности.



copyright © powerlifting56.ru