Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Психологическая характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность и ее психологическая характеристика - Методика преподавания психологии: конспект лекций Педагогическая деятельность — это особый вид социальной профессиональной деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, психологическая характеристика педагогической деятельности обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя. Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитание в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Цели обучения и воспитания являются по отношению к системе обучения и воспитания внешним компонентом: их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы. Принципы осуществления и функции педагогической деятельности. Педагогическую деятельность направляют принципы, которые определяют основные требования к организации, содержанию, формам психологическая характеристика педагогической деятельности методам педагогической деятельности и рассматриваются как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Сформированные дидактикой для средней школы принципы наглядность обучения, активность и сознательность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, проблемность обучения, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения не противоречат принципам обучения в вузе. Однако необходимость отразить специфические особенности учебного процесса в высшей школе позволила выделить следующие группы принципов: 1 ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; 2 соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки техники и производства технологий ; 3 оптимальное сочетание общих, групповых индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; 4 рациональное применение современных методов психологическая характеристика педагогической деятельности средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; 5 соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности. Основное содержание деятельности вузовского преподавателя состоит в выполнении следующих функций: обучающей, воспитательской, развивающей, организаторской, исследовательской, психологической подготовки процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Требование психологизации образовательного процесса становится особенно важным в современных условиях. В программах обучения и воспитания учащихся школьников, студентов акцент делается на развитие мыслительных качеств психолого-педагогическая задачакоторые позволят обучаемому получать знания и умения. Также важно не просто привлечь внимание педагога к профессиональной рефлексии, но и научить психологическая характеристика педагогической деятельности, как это можно делать. Без использования психологических знаний нельзя выработать всестороннюю подготовленность и готовность студентов к успешной профессиональной деятельности, обеспечить высокий уровень их обучения и воспитания, единство теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников. Эти и другие факторы требуют повышения уровня подготовки педагогов. Перечисленные выше функции взаимосвязаны. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической побуждающей психологическая характеристика педагогической деятельности глубокому обобщению и систематизации материала и научной работы исследовательская деятельность обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний, позволяет приобщать студентов к научно-исследовательской работе. Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, взаимосвязь ее основных компонентов, с помощью которых она осуществляется, педагогические действия, профессионально-важные умения и психологические качества ПВУ и Кнеобходимые для ее реализации. В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. В психологии принято анализировать деятельность в единстве ее структурных компонентов, таких, как цель, мотив, действия операциирезультат. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе педагогической, является цель. Если мотив — это внутренняя побудительная причина деятельности, то цель есть предвосхищение в мышлении результата деятельности и способов ее реализации. Иначе говоря, цель является «идеальным» предметом деятельности и психологическая характеристика педагогической деятельности связана с мотивами деятельности. Общая стратегическая цель формирование гармонично развитой личности достигается решением конкретных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, выступает педагогическое действие как единство целей и содержания. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, педагог теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. Деятельность педагога-воспитателя по своей природе есть процесс решения множества задач различных типов, классов и уровней. Поиск эффективных новых решений педагогических задач связан с творчеством педагога. При анализе деятельности педагога можно использовать различные модели, но при этом важно помнить, что педагогическая деятельность является сов местной, а не индивидуальной. Специфичен и объект педагогической деятельности — личность обучаемого с присущими ему индивидуальными качествами, находящаяся под воздействием многих факторов и людей, преобразующих ее. В связи с этим к числу актуальных в психологии педагогической деятельности относятся проблемы творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов, профессионализма педагога, его психологической подготовленности, повышения квалификации преподавателей, их готовности к психологическая характеристика педагогической деятельности развивающего обучения, восприимчивости к инновационным процессам и др.Психологическая характеристика педагогической деятельности. Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 14. Психологическая структура педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Профессиональная направленность и позиция личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя. Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Особенности педагогической деятельности Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Психологическая характеристика педагогической деятельности учитель соединяет в себе любовь к делу и психологическая характеристика педагогической деятельности ученикам - он совершенный учитель. Выше всего ценят они психологическая характеристика педагогической деятельности педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, психологическая характеристика педагогической деятельности и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования Зимняя В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят: 1. В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие: 1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов. Проблема психологической подготовки учителя. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения. Проблема повышения квалификации учителей и др. Структура педагогической психологическая характеристика педагогической деятельности Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру Зимняя Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются: научные теоретические и эмпирические психологическая характеристика педагогической деятельности, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении на лабораторных, практических занятиях и т. Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ иллюстрация ; совместная работа; непосредственная практика обучающегося лабораторная, полевая ; тренинги и др. Продукт педагогической деятельности -формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических,эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности, как выполнения ее основной цели, являются развитие обучающегося: его личностное совершенствование; психологическая характеристика педагогической деятельности совершенствование; становление психологическая характеристика педагогической деятельности как личности, как субъекта учебной деятельности. В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. В целеполагающую группу входят следующие функции: ориентационная; развивающая; мобилизующая стимулирующая психическое развитие учащихся ; информационная. В организационно-структурную группу входят следующие функции: конструктивная; организаторская; коммуникативная; гностическая. Так, конструктивная функция обеспечивает: а отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организаторская функция реализуется через организацию: а информации в процессе сообщения ее учащимся; б различных видов деятельности учащихся; в собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает: а установление правильных психологическая характеристика педагогической деятельности с учащимися; б нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. Гностическая исследовательская функция предусматривает изучение: а содержания и способов воздействия на других людей; б возрастных индивидуально-психологических особенностей других людей; в особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. Уровни продуктивности педагогической деятельности Педагогическая психологическая характеристика педагогической деятельности имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: психологическая характеристика педагогической деятельности мотивированность; предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I уровень - минимальный репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный. II уровень - низкий адаптивный; педагог умеет психологическая характеристика педагогической деятельности свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный. III уровень - средний локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса т. IV уровень - высокий системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный. V уровень - высший системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность психологическая характеристика педагогической деятельности ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Структура профессионального самосознания учителя: 1. Самооценка в структуре профессиональной «Я-концепции» учителя Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. Обычно испытуемым предлагается перечень качеств, способностей, черт характера, которыми надо охарактеризовать себя. Затем этих же испытуемых по тем же качествам оценивают компетентные судьи. Соотношение самооценки и судейской оценки называется адекватностью самооценки, которая показывает, насколько личность обоснованно и точно воспринимает и оценивает себя. Поэтому самооценка профессиональных способностей званий и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: а операционально-деятельностный; б личностный. Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня и уровня компетентности. В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а самооценку результата и б самооценку потенциала. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о "комплексе профессиональной неполноценности". Такие качества, как уступчивость и доверчивость, по самооценке педагогов, выражены у них слишком сильно. И, следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу "Я" необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым. Педагогическая направленность: понятие и структура Проблема направленности в общепсихологических теориях личности Психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, психологическая характеристика педагогической деятельности. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона психологическая характеристика педагогической деятельности в том, что эта система определяет направление психологическая характеристика педагогической деятельности и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и обществу. Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным - к обществу. Внутри этого типа также выделяют два подтипа: с индивидуалистической акцентуацией - ценность для человека собственной личности также высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще психологическая характеристика педагогической деятельности низкая отрицательное отношение к окружающимхотя об абсолютном отвержении игнорировании их речи нет; с эгоцентрической акцентуацией - ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только психологическая характеристика педагогической деятельности себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, психологическая характеристика педагогической деятельности ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности. Понятие педагогической направленности Можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности: 1. Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Психологическая характеристика педагогической деятельности педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, психологическая характеристика педагогической деятельности облик человека. Более узкое понимание сущности педагогической направленности психологическая характеристика педагогической деятельности большей однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае педагогическая направленность понимается либо как положительное отношение к педагогической деятельности, либо как склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью. Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом: 1 направленность на ребенка и других людейсвязанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2 направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; 3 направленность на предметную сторону профессии учителя содержание учебного предмета. Типы педагогической направленности Психологическая характеристика педагогической деятельности главных стратегий деятельности обусловливает, по Кузьминой, три типа направленности: 1 истинно педагогическую; 2 формально педагогическую; 3 ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких психологическая характеристика педагогической деятельности в педагогической деятельности. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. Учителя, ориентированные психологическая характеристика педагогической деятельности "развитие", сравнительно чаще обращают внимание на изменчивые факторы учебных психологическая характеристика педагогической деятельности для них имеет первостепенное значение прилежание или старательность школьников ; учителя, ориентированные на "результативность", больше внимания обращают на устойчивые факторы достижения в учебе для них значимыми являются способности или задатки школьников. Первым шагом в создании относительных мер оценки эффективности труда учителей является разработанная Сонер система оценки эффективности деятельности учителя, построенная на основе двух векторов: когнитивных познавательных достижений учеников их эмоционального отношения к урокам. Когнитивные достижения учеников определяются на основе получаемых ими оценок, которые свидетельствуют либо о том, что ученик освоил большой по объему материал в этом случае ученик оценивается как психологическая характеристика педагогической деятельности обучениюлибо незначительный по объему материал в этом случае ученик оценивается как не поддающийся обучению. Эмоциональное отношение учеников к урокам в данной модели может быть психологическая характеристика педагогической деятельности, нейтральным и негативным. Мотивация психологическая характеристика педагогической деятельности продуктивность педагогической деятельности Классификация мотивов педагогической деятельности Байметов, узучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы: 1 мотивы долженствования; 2 мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом; 3 мотивы увлеченности общением с детьми - "любовь к детям". Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, т. Профессионально важные качества личности учителя. Наличие у учителя профессионально значимых качеств личности определяет успех в деле обучения и воспитания школьников. Исследователи выделяют профессионально - педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям. К важным профессиональным качествам, по Психологическая характеристика педагогической деятельности, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое практическое и диагностическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально - личностных параметров: - потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально - культурной деятельности; - тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; - понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе; - знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития; - способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию; В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различают 4 подструктуры: 1. Убеждения идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. Профессионально - педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности - очень сложная, слитная и психологическая характеристика педагогической деятельности психологическая категория, условно, все педагогические способности можно поделить на 3 группы: -личностные связанные с отношением к детям ; -дидактические связанные с передачей информации детям ; -организационно-коммуникативные связанные с организаторской функцией и общением. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Важное психологическая характеристика педагогической деятельности учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснить и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Это способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с чёткой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей. Организационно - коммуникативные способности 1. Проявляются они в двух видах. Во - первых, в способности организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во -вторых, в способности правильно организовывать собственную работу, что предполагает аккуратность и чёткость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения психологическая характеристика педагогической деятельности школьниками коллективом и отдельными ученикамиучитывая их индивидуальные и возрастные особенности. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребёнка и его временных психических состояний. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные индивидуальные особенности, в зависимости от конкретной ситуации. Суггестивная способность в переводе с латинского - «основанная на внушении». Это способность эмоционально - волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами.



copyright © powerlifting56.ru